Консультация для родителей «Пальчиками играем — речь развиваем»
Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений руки, или иначе говоря, ручной и речевой.
В течении дошкольного детства ребенок практически овладевает речью. Но к сожалению, существует много причин,
когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика.
Рука, пальцы, ладони- едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности
ребенка.
Хорошо развитые руки сами по себе приносят много пользы человеку: хорошо владея своими руками, можно сделать
много полезных и нужных вещей, а развитая моторика рук способствует развитию речи, то есть как работают
руки, так работает голова.
Работа по развитию руки содержит целый комплекс мер, в которые входят:
- разнообразные пальчиковые игры и упражнения;
- пальчиковый театр;
- рисование разными способами: пальцами, ладошками, зубными щетками и т.д.;
- лепка;
- ручной труд.
Пальчиковые игры- это разнообразные действия, которые выполняются только пальцами или руками в целом.
Некоторые пришли к нам из далекого прошлого и некогда были развлечением, есть и современные разработаны
для тренировки пальчиков.
Сегодня, мы с вами поиграем в пальчиковые игры.
«Шалун»
Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и
слегка покачивать)
Белочка
(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
«Подарки»
Пальцы в гости к нам пришли и подарки принесли.
Будем мы их представлять и подарки принимать.
Вот большой, он палец мудрый, книгу хочет нам вручить.
Указательный придумал нам фонарик подарить.
Средний нам принес коробку. Интересно, что же в ней?
Пластилин есть и бумага и набор карандашей.
Безымянный-славный мальчик всем друзьям принес он
мячик.
А малыш- мизинчик, игрушечный автомобильчик.
Скажем мы: «Спасибо, пальцы!»
И продолжим заниматься.
(Выполнять движения соответственно тексту)
«Мои вещи»
Вот это - мой зонтик,
Я в дождь хожу с ним
Поднимаем правую руку над головой, сгибаем её (зонтик).
Пусть дождь барабанит -
Останусь сухим.
"Барабаним" пальцами левой руки по правой (зонтику).
А вот моя книжка,
Прижимаем ладони друг к другу, локти согнуты.
Могу почитать,
Раскрываем ладони "книжечкой".
Могу вам картиночки
В ней показать.
Руки вытягиваем, ладони открыты.
Вот это - мой мяч, очень ловкий, смешной
Сжимаем кулачок, вращаем кистью руки.
Его я бросаю над головой.
"Мячик прыгает" над головой, ударяясь о ладонь другой руки (или о ладонь
партнёра по игре).
А вот мой котёнок, я глажу его,
Мурлычет он так для меня одного.
Поочерёдно гладим одну руку другой.
«Кто, где живет?»
Кто в деревне живет? Лежебока-рыжий кот.
Маленький теленок, желтенький цыпленок.
Белая овечка, мышка под крылечком!
Раз, два, три, четыре, пять, их не трудно сосчитать.
Кто в лесочке живет?
Под корягой- старый крот, за горой лисенок,
В ельнике-лосенок, под –кустом лисичка,
На сосне-синичка!
Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы загибать.
(движения выполняем в соответствии с текстом)
Программа занятий
Консультация для родителей «Пальчиками играем — речь развиваем»Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»