Кто же такой педагог-психолог, что он делает в детском саду и чем отличается от других специалистов?
Педагога-психолога не стоит путать ни с психиатром, ни с невропатологом, ни с любым другим врачом – это не медицинская специальность, а педагогическая. Психолог ДОУ не ставит диагноз, не назначает лечение. Он может только предположить наличие какого-либо отклонения в развитии ребёнка и посоветовать консультацию у того или иного специалиста. Психолог в саду работает с нормальными детьми и их индивидуальными особенностями, а не отклонениями. Таким образом, педагог-психолог занимается не состоянием внутренних органов и внешнего вида ребенка, а другими детскими проблемами. Перечень детских проблем весьма обширен и напрямую зависит от возраста.
Педагог-психолог - специалист, который помогает взрослым понять, что происходит с их ребенком и с ними. Психолог работает с актуальным состоянием ребенка и родителя, проводит первичную диагностику, задает вопросы о жизненной ситуации и структуре семьи. В процессе общения психолог помогает родителю (педагогу или ребенку) осознать свою проблему, понять ее причины и найти решение.
Деятельность психолога в ДОУ направлена непосредственно на детей, но для большей эффективности в нее включаются и другие участники воспитательного процесса – педагоги и родители, которые участвуют в решении проблем детей. Психолог дает им профессиональные рекомендации по работе с ребенком и оказывает поддержку.
Проблемы, не входящие в профессиональную компетенцию психолога, решаются посредством переадресации запроса на работу с ребенком и его семьей другим специалистам определенного профиля (учителю-логопеду, учителю-дефектологу, врачу, социальным службам и т.п.).
Родители и педагоги часто волнуются, что их личные результаты или результаты обследования детей станут известны другим людям. Знайте, одна из этических профессиональных норм психологов – это конфиденциальность. Никаких имён. Вся информация по результатам психологического тестирования, анкетирования родителей и педагогов используется в обобщенном виде. Индивидуальные результаты детей передаются родителям в устной (или письменной) форме при индивидуальной беседе.
Основная цель работы педагога-психолога в ДОУ – создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и их гармоничного развития в условиях детского сада, а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Выявление причин нарушений эмоционально - личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования;
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация индивидуальных коррекционно-развивающих программ
- Прогноз опасных последствий той или иной сложной ситуации, если она не будет грамотно педагогически и психологически проработана
- Психологическое сопровождение детей в период адаптации к ДОУ и попавших в трудные жизненные ситуации;
- Психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовка к школе, отслеживание динамики развития
- Содействие развитию личности детей в процессе их воспитания, обучения и социализации;
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам
- Повышение психолого-педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в воспитании ребенка.
Для того чтобы решать все эти задачи, педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.
Программа занятий
- Общее заблуждение родителей состоит в том, что психолог навешивает ярлыки психической несостоятельности их детей, ошибочно полагая, что подобного рода специалист необходим лишь там, где речь идет о наличии психических расстройств.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»